Особенности разработки проектов рекультивации в зависимости от видов хозяйственной деятельности.
Согласно законодательству Российской Федерации, лица, чья деятельность привела к ухудшению состояния земель (включая загрязнение и повреждение почвенного слоя), обязаны проводить их рекультивацию и компенсировать ущерб, причинённый почве как элементу природной среды. Лица, повлиявшие на качество земель, должны осуществлять их восстановление (п. 5 ст. 13 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ). Юридические и физические лица, вызвавшие вред экологии из-за загрязнения, истощения, разрушения, неэффективного использования природных ресурсов, а также деградации или уничтожения экосистем, природных комплексов и ландшафтов, должны полностью компенсировать этот вред в соответствии с законодательством (п. 1 ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
Рекультивация земель представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление утраченного качественного состояния земель, чтобы они могли использоваться в соответствии с их назначением и разрешениями. Эти процедуры включают в себя как предотвращение деградации, так и восстановление плодородия почвы. Задача рекультивации заключается в приведении земель в такое состояние, которое будет подходящим для их целевого использования. Это может достигаться, например, путём устранения последствий загрязнения, восстановлением верхнего плодородного слоя почвы, а также созданием агролесомелиоративных и агрофитомелиоративных насаждений. Такие действия предусмотрены в рамках законодательства, в частности, в пункте 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ. Основная цель рекультивации — обеспечить возможность использования земель в соответствии с их назначением и предотвратить дальнейшую потерю их естественного потенциала.
Установленные общие принципы рекультивации изложены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель». Этот нормативный акт описывает порядок реализации рекультивационных мероприятий и консервации земельных участков, а также определяет особенности рекультивации для лесных массивов. В дополнение к Правилам, указанным в данном Постановлении, проектирование мер по восстановлению нарушенных земель в рамках строительства и реконструкции капитальных объектов является обязательным, согласно: - Положению о составе и содержании разделов проектной документации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87 (пункт 25 б), которое включает «мероприятия по охране и рациональному использованию земельных ресурсов и почвенного покрова, включая действия по рекультивации загрязненных или нарушенных земель и почвы».
Установленные требования к составу и содержанию проекта по демонтажу объекта капитального строительства, зафиксированные в Постановлении Правительства РФ от 26.04.2019 № 509 (пункт 4 приложения) «перечень мероприятий по рекультивации и благоустройству земельного участка»;
· Нормативные требования к структуре и оформлению проектной документации, касающейся разработки месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидации и консервации горных работ, а также первичной переработки минерального сырья, определенные Приказом Минприроды РФ от 25.06.2010 № 218 (пункт 11.2.1 раздела I «Охрана и рациональное использование земельных ресурсов. Рекультивация земель», пункт 9.4 раздела II «Рекультивация нарушенных земель», пункт 10.1 раздела III «Охрана и рациональное использование земельных ресурсов. Рекультивация земель»);
· Регламентация процесса ликвидации накопленного экологического вреда, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 27.12.2023 № 2323 (раздел «Рекультивация (консервация) земель», пункт 8).
Согласно пункту 10 Правил по рекультивации и консервации земель, проект рекультивации разрабатывается в рамках проектной документации для нового строительства или реконструкции капитальных объектов, если эти мероприятия могут привести к ухудшению состояния земель или уменьшению их плодородия, особенно в отношении земель, используемых для сельского хозяйства. В иных ситуациях такой проект может быть составлен как отдельный документ. В случаях, определённых федеральными законами, проекты рекультивации и ликвидации подлежат обязательной государственной экологической экспертизе до их официального одобрения (пункт 23 Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800, пункт 9 Постановления Правительства РФ от 27.12.2023 № 2323). В соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ (ред. от 19.12.2023) «Об экологической экспертизе», к объектам федерального уровня, подлежащим государственной экологической экспертизе, относятся различные категории объектов, среди прочего.
Проектная документация для объектов капитального строительства, предназначенных для переработки твердых коммунальных отходов как возобновляемого энергетического ресурса, а также для объектов, регламентируемых российским законодательством в сфере обращения с отходами производства и потребления, включает проекты по обезвреживанию и размещению отходов. Кроме того, следует учитывать инициативы по рекультивации земель, ранее использовавшихся для размещения таких отходов, даже если они не были изначально предназначены для этого (п. 7.2) ст. 11). Также в документации будут находиться планы по ликвидации шахтных выработок и иных объектов, сопряженных с использованием недр, а также проекты рекультивации земель, которые будут включать использование вскрышных пород и отходов, образовавшихся в процессе добычи полезных ископаемых, относящихся к V классу опасности. Это также касается отходов производства черных металлов IV и V классов, золошлаковых материалов от сжигания угля, а также фосфогипса V класса опасности (п. 7.4) ст. 11).
Проект по устранению накопленного экологического вреда (п. 7.4) ст. 11) подразумевает обязательство разработать мероприятия по рекультивации поврежденных земель в соответствии с установленными требованиями к материалам оценки воздействия на окружающую среду, которые были утверждены Приказом Минприроды России от 01.12.2020 N 999 (п. 7.5 «Меры по предотвращению и (или) уменьшению потенциального негативного воздействия планируемой (или намечаемой) хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, включая защиту и рациональное использование земельных ресурсов и почвы, а также действия по рекультивации нарушенных либо загрязненных земель и почвенного покрова»). В этой связи, чтобы удовлетворить нормативные предписания касательно проектирования рекультивации поврежденных земель, необходимо определить, какой именно тип хозяйственной деятельности спровоцировал необходимость восстановительных работ на этих территориях.
Пункты 8 и 10 Правил проведения рекультивации и консервации земель устанавливают необходимость создания отдельного раздела под названием «Проект рекультивации земель», а также требуют согласования решений по рекультивации с владельцем земельного участка. Возможно также разработать проект рекультивации после завершения строительства, однако вопросы, касающиеся рекультивации земель, которые были нарушены и остаются неиспользуемыми по окончании строительных работ, должны быть учтены в рамках проекта на новое строительство или реконструкцию капитальных объектов. Стоит отметить, что подготовка проектов рекультивации, подобно созданию проектной документации, может проводиться в контексте отдельных этапов строительства или реконструкции капитальных сооружений в соответствии с ч. 12.1 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ.
Заключения:
Разработка проекта по рекультивации земель необходима в следующих случаях: - когда возведение или реконструкция капитального строения могут (по прогнозам) вызвать деградацию земель и (или) уменьшение урожайности земель сельскохозяйственного назначения; - если любая деятельность привела к ухудшению состояния земель и (или) снижению их плодородия, предназначенных для сельского хозяйства.
Проект рекультивации земель может быть подготовлен как часть проектной документации на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, либо в качестве отдельного документа в других ситуациях. В частности: а) если речь идет о деятельности, связанной с созданием или ликвидацией объектов капитального строительства, то разрабатывается специальный раздел или подраздел в рамках соответствующей проектной документации. Это регулируется Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утв. постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87), а также другими нормативными актами, определяющими содержание проектирования работы по сносу объектов капитального строительства и структуру документации на разработку месторождений полезных ископаемых; б) в случае объектов накопленного вреда окружающей среде, если планируются работы по рекультивации или консервации земель, проект ликвидации должен включать раздел «Рекультивация (консервация) земель», разработанный в соответствии с Правилами рекультивации и консервации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 года № 800.
в) В отношении объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе, помимо пунктов а) и б), необходимо учитывать предписания Приказа Министерства природных ресурсов России от 01.12.2020 № 999 "Об установлении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду"; г) для других видов деятельности разрабатывается проект в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель». Структура и содержание данного проекта регулируются пунктом 14 указанного Постановления. 3. Рекультивация и консервация земель осуществляется на основании утвержденного проекта рекультивации. Организующие, а также исполнительные государственные и местные органы власти, ответственные за утверждение проектов рекультивации и консервации земель, обозначены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», пункт 24.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, перед утверждением проекта рекультивации земель он обязан проходить государственную экологическую экспертизу. Это касается проектной документации объектов капитального строительства, предназначенных для утилизации твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов). Также к экспертизе подлежат проекты, относящиеся к обезвреживанию и размещению отходов на основании российского законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, включая рекультивацию земель, которые ранее использовались для размещения таких отходов, включая те, которые не были изначально предназначены для этого. Кроме того, необходимо учитывать проекты по ликвидации горных выработок и других сооружений, связанных с использованием недр, а также проекты рекультивации, которые подразумевают использование вскрышных и вмещающих пород, отходов недропользования, относящихся к V классу опасности, а также отходов черной металлургии IV и V классов опасности, а также золошлаковых отходов и фосфогипса V класса опасности и проекты, касающиеся ликвидации накопленного экологического ущерба.
При разработке проекта рекультивации в рамках проектной документации на строительство или реконструкцию объекта капитального строительства данный проект нуждается в государственной или негосударственной экспертизе до его утверждения (согласно Положению о составе разделов проектной документации и требованиям к их содержанию, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87, а также Требованиям к составу и содержанию проекта организации работ по сносу, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 № 509, если используются бюджетные средства). В остальных случаях проекты рекультивации и консервации земель требуют согласования с: а) владельцем земельного участка в частной собственности, если лицо, отвечающее за рекультивацию или консервацию, не является его собственником; б) арендатором или пользователем участка, если лицо, обязанное провести рекультивацию земельных участков, находящихся в гос или муниципальной собственности, не является арендатором или пользователем; в) уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления при проведении рекультивации или консервации земель, принадлежащих государству или муниципалитету.
При разработке проектной документации для рекультивации в рамках консервации или ликвидации объекта капитального строительства, проект рекультивации земель должен пройти экспертизу в области промышленной безопасности. Это условие установлено в нормативном акте, регламентирующем требования к структуре и оформлению проектной документации, касающейся разработки месторождений твердых полезных ископаемых, а также ликвидации и консервации горных выработок, а также первичной переработки минерального сырья. Данный документ был утвержден приказом Министерства природы Российской Федерации от 25 июня 2010 года под номером 218.
|